
Что такое железобетон и как он появился на свет?!
Как видно из самого названия «железобетон», состоит из двух основных компонентов: железо (арматура) и бетон. Затвердевая, бетон уменьшается в объеме, плотно обхватывает арматуру и становится железобетоном.
Изобретение железобетона случилось не в лаборатории, его не придумывали специально, стремясь облегчить труд строителей. Как и все изобретения, все получилось почти случайно.
Первым изделием из железобетона была лодка, построенная французом Ламбо в 1850 году и, что удивительно, проплавала она почти полвека! Дальше пошла кадка француза Монье под цветочные растения. Следом пошли изобретатели, которые уже получали на свои изобретения патенты: 1ый патент на использование железобетона взял английский штукатур Вильям Уилкинсон в 1854 году,в 1873 году Жозеф Монье получил патент на конструкцию железобетонного моста.
Но вот что интересно: известковый раствор и бетон «вооружали» железом задолго до Жозефа Монье. Полосы железа для прочности кладки помещали у нас в России в середине XVI века на строительстве церкви Василия Блаженного в Москве. Сварные железные стержни находили и в стенах средневековых замков XIII и XIV веков.
Затем с быстрым ростом промышленности, транспорта, торговли во 2ой половине 19го века использование ж/б конструкций стало уже необходимым для строительства новых капитальных сооружений.
С тех пор технология производства ЖБИ изделий прошла множество этапов развития и продолжает совершенствоваться. Преимущество железобетона заключается в прочности железобетонной конструкции, её долговечности, стойкости к влаге, перепадам температур, воздействию вибрационных нагрузок и землетрясений.
В России, активное применение железобетона в строительстве началось в 1879 году.
Но исследования перекрытий Царскосельского Дворца показали, что русские мастера еще в 1802г. применяли армированный бетон, однако они не считали, что получили новый строительный материал, и не патентовали его.
В 1879 году инженер Дмитрий Федорович Жаринцев построил стены порохового склада из железобетона. Он считается первым русским строителем, применившим железобетон. Его железобетон был крепче гранита.В 1904 году в Николаевском порту был построен монолитный железобетонный маяк высотой 40 м.
В 1891г. талантливейший русский строитель проф. Н. А. Белелюбский первым провел серию испытаний железобетонных конструкций: плит, балок, арок, резервуаров, силосов для зерна, моста пролётом 17 м, которые по методике испытаний и полученным результатам во многом превосходили работы зарубежных ученых и послужили базой для широкого распространения железобетона в строительстве.
В 1911г. в России были изданы первые технические условия и нормы для железобетонных сооружений.
После революции применение железобетона резко возросло. Был создан ряд научно-исследовательских институтов для изучения свойств железобетона и организованы кафедры строительных конструкций при заводах. Это способствовало значительному расширению использования железобетона как материала.
В гидротехническом строительстве впервые железобетон был применен при строительстве Волховской ГЭС (1921... 1926 гг.), крупнейшей по тому времени.
Примерно в 1928 г. железобетон стал широко использоваться в строительстве тонкостенных пространственных конструкций: купол Московского планетария (28,0м), главный купол над зрительным залом Новосибирского театра оперы и балеты (55,0м)
В 1936 г. в СССР впервые был применен предварительно напряженный железобетон для изготовления опор канатной сети на закавказских железных дорогах.
Советские ученые и инженеры проводили научные и конструкторские исследования по всем направлениям теории и практики железобетона. Разрабатывали ГОСТы и СНиПы. Накопленный опыт и мощная строительная индустрия являются прочным фундаментом, обеспечивающим дальнейший прогресс железобетонных конструкций в нашей стране.
www.szsm-kamensk.ru